В связи с тем, что появился информационный повод, а именно группа преподавателей МФТИ заявила о своей готовности отстаивать свои права на приличную заработную плату, я хочу напомнить, что такое МФТИ, и почему происходящее так важно не только для Российской, но и для всей мировой науки.
МФТИ или ФизТех – это Московский Физико-технический Институт, который неофициально был основан академиком А. М. Иоффе в 1918 году как отдел Рентгеновского института. После этого, согласно неофициальной истории института, в 1921 году существование ФТИ было утверждено Правительством как самостоятельное учреждение “Физико-технический институт”. Изначально в основе ФТИ лежала англо-саксонская система образования в корне отличная от существовавшей до этого в Царской России системы, унаследованной от Германии и Голландии.
Надо понимать, что ФТИ всегда был глубоко законспирированной научной школой и готовил научные кадры широкого профиля для выполнения таких сверхсекретных задач, как создание атомной и водородной бомбы. ФТИ был долгое время засекреченным образовательным институтом, который курировал человек, имя которого предпочитают не связывать с ФизТехом, это “отец ядерного проекта СССР” Л. П. Берия. В качестве подтверждения могу предложить рассекреченное письмо академика А. М. Иоффе, где он просит Л. П. Берию выделить деньги на праздник юбилея ФТИ.
Именно Л. П. Берия продвигал и финансировал физико-технический институт. По его мнению, институт должен был готовить не просто учёных, а учёных-военных и учёных-разведчиков. Поэтому методика образования даже в нынешнем МФТИ включает в себя нетрадиционные методы образования, характерные для разведывательных школ. И эти методы до сих пор дают превосходные результаты.
Так продолжалось до того момента, пока успехи ядерного проекта не убедили руководство СССР не только в действенности образовательной систем ФТИ, но и в том, что институт должен существовать официально, чтобы развиваться взаимодействуя с мировой наукой. В результате чего ФТИ совершил свой “каминг-аут” в 1946 году, который сегодня считается годом основания института. В качестве ширмы был использован Московский Государственный Университет, подразделением которого ФТИ стал на бумаге. Однако в реальности на карте ФТИ появился в далёком на тот момент от Москвы городе Долгопрудном. И преподавали там люди имевшие очень малое отношение к МГУ.
С 1946 года в ФТИ уже официально, провести в жизнь специальная система образования студентов, известная как “система Физтеха” у истоков которой стояли такие академики, как А. И. Алиханов, С. И. Вавилов, И. М. Виноградов, П. Л. Капица, И. В. Курчатов, Н. Н. Семёнов и С. А. Христианович, позднее в МФТИ работали Г. С. Ландсберг, М. А. Леонто́вич и многие другие. ФТИ стал официальным местом работы для многих рядовых ученых, которые совершенно секретно работали над ядерным проектом СССР во время второй мировой войны и после. Один из таких учёных был моим семинаристом по физике с первого по третий курсы. “Система ФизТеха” оказалась настолько хороша, что в течение пяти лет другие ведущие ВУЗы страны взвыли от возмущения, потому что на ФизТех начали уходить лучшие студенты и преподаватели. Вдобавок к этому в ФТИ находили пристанище студенты и преподаватели еврейской национальности, изгнанные из других ВУЗов. Летом 1951 года в результате антисемитских интриг руководства МГУ МФТИ был расформирован.
Однако к этому времени “Система Физтеха” уже начала давать свои грандиозные научные результаты, и за ФТИ вступились военные-интеллектуалы в лице начальника лётно-исследовательского института генерал-лейтенанта И. Ф. Петрова, и осенью того же 1951 года ФТИ был воссоздан как самостоятельный университет и приобрел в названии букву первую букву “М”. Начиная с 1951 года, МФТИ делил первое место с МГУ по уровню физического, химического и математического образования. Причем об уровне этой конкуренции можно судить по тому факту, что студенты, выгнанные за неуспеваемость с МФТИ, шли учиться на физ-фак МГУ.
В силу своего неоднозначного происхождения и удаленности от официальной Москвы ФизТех всегда был научной Меккой и маленьким островком свободы для инакомыслящих людей. Даже в самые мрачные семидесятые годы брежневской эпохи в МФТИ царила более просветлённая атмосфера, чем в других Московских ВУЗах. Например, МФТИ стал пристанищем для многих евреев, которых заваливали на вступительных экзаменах в других университетах, в частности на МехМат и ВМК МГУ в конце 70-хх и начале 80-хх годов.
Одновременно с этим МФТИ долгое время оставался полувоенным ВУЗом, и вплоть до 1991 года студенты МФТИ получали так называемую ”вторую форму допуска”, которая выдаётся гражданам, допускаемым к совершенно секретным сведениям. На военной кафедре МФТИ, учеба на которой в советское время была обязательной, преподавалось засекреченное устройство химических двигателей и систем навигации ядерных ракет и устройство ядерных боеголовок.
После распада СССР необычные навыки, полученные студентами в МФТИ, очень пригодились в голодные 1991-1993 годы. Частично выпускники МФТИ ушли в бизнес или остались в Российской науке, но большинство разъехалось, чтобы воплощать на местах по всему миру “образовательную систему ФизТеха”. Сегодня считается, что бывшие выпускники МФТИ это нечто вроде тайного научного братства, которое, когда придёт время, соберется воедино и восстановит позицию науки во всем мире.
Из сказанного следует, что МФТИ - это не просто университет, это цельная и самодостаточная система образования, развитая и апробированная в России силами Российских учёных. МФТИ это уникальный университет, равного которому нет во всем мире. Преподаватели МФТИ должны готовить научные кадры, а не клянчить у государства прибавку к зарплате и деньги на ремонт аудиторий и общежитий.
Вариант Блога можно прочитать на моём блоге на сайте "Эхо Москвы".
Так же можно прочитать комментарии с "Эхо Москвы", есть плохие, а есть очень даже остроумные.
Надо понимать, что ФТИ всегда был глубоко законспирированной научной школой и готовил научные кадры широкого профиля для выполнения таких сверхсекретных задач, как создание атомной и водородной бомбы. ФТИ был долгое время засекреченным образовательным институтом, который курировал человек, имя которого предпочитают не связывать с ФизТехом, это “отец ядерного проекта СССР” Л. П. Берия. В качестве подтверждения могу предложить рассекреченное письмо академика А. М. Иоффе, где он просит Л. П. Берию выделить деньги на праздник юбилея ФТИ.
Именно Л. П. Берия продвигал и финансировал физико-технический институт. По его мнению, институт должен был готовить не просто учёных, а учёных-военных и учёных-разведчиков. Поэтому методика образования даже в нынешнем МФТИ включает в себя нетрадиционные методы образования, характерные для разведывательных школ. И эти методы до сих пор дают превосходные результаты.
Так продолжалось до того момента, пока успехи ядерного проекта не убедили руководство СССР не только в действенности образовательной систем ФТИ, но и в том, что институт должен существовать официально, чтобы развиваться взаимодействуя с мировой наукой. В результате чего ФТИ совершил свой “каминг-аут” в 1946 году, который сегодня считается годом основания института. В качестве ширмы был использован Московский Государственный Университет, подразделением которого ФТИ стал на бумаге. Однако в реальности на карте ФТИ появился в далёком на тот момент от Москвы городе Долгопрудном. И преподавали там люди имевшие очень малое отношение к МГУ.
С 1946 года в ФТИ уже официально, провести в жизнь специальная система образования студентов, известная как “система Физтеха” у истоков которой стояли такие академики, как А. И. Алиханов, С. И. Вавилов, И. М. Виноградов, П. Л. Капица, И. В. Курчатов, Н. Н. Семёнов и С. А. Христианович, позднее в МФТИ работали Г. С. Ландсберг, М. А. Леонто́вич и многие другие. ФТИ стал официальным местом работы для многих рядовых ученых, которые совершенно секретно работали над ядерным проектом СССР во время второй мировой войны и после. Один из таких учёных был моим семинаристом по физике с первого по третий курсы. “Система ФизТеха” оказалась настолько хороша, что в течение пяти лет другие ведущие ВУЗы страны взвыли от возмущения, потому что на ФизТех начали уходить лучшие студенты и преподаватели. Вдобавок к этому в ФТИ находили пристанище студенты и преподаватели еврейской национальности, изгнанные из других ВУЗов. Летом 1951 года в результате антисемитских интриг руководства МГУ МФТИ был расформирован.
Однако к этому времени “Система Физтеха” уже начала давать свои грандиозные научные результаты, и за ФТИ вступились военные-интеллектуалы в лице начальника лётно-исследовательского института генерал-лейтенанта И. Ф. Петрова, и осенью того же 1951 года ФТИ был воссоздан как самостоятельный университет и приобрел в названии букву первую букву “М”. Начиная с 1951 года, МФТИ делил первое место с МГУ по уровню физического, химического и математического образования. Причем об уровне этой конкуренции можно судить по тому факту, что студенты, выгнанные за неуспеваемость с МФТИ, шли учиться на физ-фак МГУ.
В силу своего неоднозначного происхождения и удаленности от официальной Москвы ФизТех всегда был научной Меккой и маленьким островком свободы для инакомыслящих людей. Даже в самые мрачные семидесятые годы брежневской эпохи в МФТИ царила более просветлённая атмосфера, чем в других Московских ВУЗах. Например, МФТИ стал пристанищем для многих евреев, которых заваливали на вступительных экзаменах в других университетах, в частности на МехМат и ВМК МГУ в конце 70-хх и начале 80-хх годов.
Одновременно с этим МФТИ долгое время оставался полувоенным ВУЗом, и вплоть до 1991 года студенты МФТИ получали так называемую ”вторую форму допуска”, которая выдаётся гражданам, допускаемым к совершенно секретным сведениям. На военной кафедре МФТИ, учеба на которой в советское время была обязательной, преподавалось засекреченное устройство химических двигателей и систем навигации ядерных ракет и устройство ядерных боеголовок.
После распада СССР необычные навыки, полученные студентами в МФТИ, очень пригодились в голодные 1991-1993 годы. Частично выпускники МФТИ ушли в бизнес или остались в Российской науке, но большинство разъехалось, чтобы воплощать на местах по всему миру “образовательную систему ФизТеха”. Сегодня считается, что бывшие выпускники МФТИ это нечто вроде тайного научного братства, которое, когда придёт время, соберется воедино и восстановит позицию науки во всем мире.
Из сказанного следует, что МФТИ - это не просто университет, это цельная и самодостаточная система образования, развитая и апробированная в России силами Российских учёных. МФТИ это уникальный университет, равного которому нет во всем мире. Преподаватели МФТИ должны готовить научные кадры, а не клянчить у государства прибавку к зарплате и деньги на ремонт аудиторий и общежитий.
Вариант Блога можно прочитать на моём блоге на сайте "Эхо Москвы".
Так же можно прочитать комментарии с "Эхо Москвы", есть плохие, а есть очень даже остроумные.
Комментарии
26Не совсем -- или совсем не -- так. Евреев на Физтех действительно брали, но ровно 2% -- согласно проценту евреев в СССР. В абсолютных цифрах это равнялось 2-3 человека на каждом потоке каждого факультета.
Надо ли говорить, что евреев этих брали не "с улицы", а исключительно по блату.
бомбу - у пиндосов потырили, ракету - у немцев, больше ничего путнего не изобрили, а прожирали 80% ВВП Союза!
У них уже нет той гибкости.
Поэтому и оплату секретарши получают по соответствующим ставкам.
Иначе перейдут на другую работу.
(бывший студент МФТИ)
"Если вам дали высшее образование, это не значит, что вы его получили" - "Тайны следствия".
Б. Березовский был академиком. И "это говорит о том, что РАН надо просто разогнать, а нам давно пора перестать смотреть на наших учёных как на умных людей" - Ю. Мухин.
Обидно, ибо МФТИ для моего поколения был эталоном среди технических вузов СССР по уровню и качеству преподавателей и студентов.
Страшно - ибо понимаешь, что "потеря лица" - смертельна не только в Японии.
Ну а когда к лицу Физтеха пришпандоривали кафедру теологии, то тогда уже было принято решение - ТАКОЙ вуз рашке не нужен.
Это к МИФИ. Не надо путать.
Да, Вы правы, но СУТЬ дела от этого меняется МАЛО.
ТАКОЙ вуз, рашке не нужен.
— Когда Вы вручали мне Железный крест, вы сказали, что у меня лицо профессора математики, а не шпиона.
— Ну, теперь у вас лицо шпиона, а не профессора
— Поклянись!
— Чтоб я сдох. Иди, начерти пару формул**
Нобелевская премия по физике 2010 года. Получили
Андрей Гейм(выпуск МФТИ 1997) и Константин Новоселов(выпуск МФТИ 1987)
1) Из статьи об А.Ф. Иоффе в википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D1%84%D1%84%D0%B5,_%D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 узнаём, что кроме ФТИ в Питере, в период с 1929 года По инициативе Иоффе были созданы Физико-технические институты в крупных промышленных городах: Харькове, Днепропетровске, Свердловске и Томске. Сам Иоффе посторянно продвигает идею о том, что существует конфликт между "академической" и "университетской" физикой, который мешает развитию физики - то есть с учётом ФТИ в Долгопрудном, который продвикгал ученик Иоффе, Иоффе создал 6 ФТИ по всему СССР. Причем ещё с 1916 Иоффе продвигает идею образования нового типа, воплощенную в МФТИ, когда во главу угла ставиться прямой контакт Академик-Студент, безо всякой административной прослойки. В то время как в МГУ обратная ситуация, Академик уходит наверх и управляет организацией, делегируя кандидатам и докторам право преподавать. Сам Академик уже не ведет семинаров.
2) Согласно мемуарам Ректор Карлова, начиная с 1935 года идёт переписка о создании ФТИ в Москве, но начинается Вторая Мировая Война.
3) Уже в 1939 году, когда арестован Ландау, Капица пишет именно Л. Берии: "Прошу освободить из-под стражи арестованного профессора физики Льва Давидовича Ландау под мое личное поручительство...". Ландау освобождают! Он уже понимает... Так что физиками Берия занимался ещё до Второй Мировой войны.
"Опыт второй мировой войны совершенно изменил представление о роли и значении науки. Наука стала делом такого же значения, как армия и промышленность...
Наиболее сложным вопросом ...является задача создания руководящих творческих научных кадров. При существующей у нас системе подготовки инженеров эта задача представляется нам неразрешимой, так как вся наша система технического образования рассчитана на создание работника среднего уровня. Получение...выдающегося работника в области технических наук (ученого) является случайностью. В ряде отраслей науки и техники в течение многих лет не является сколько-нибудь выдающихся исследователей...
Для того, чтобы в возможно короткий срок подготовить необходимые кадры для самых важных отраслей физико-технических наук, мы предлагаем создать особое учебное заведение "Московский физико-технический институт" на базе наших сильнейших научно-исследовательских институтов..."
Если бы к светлым головам физтеховцев приложить чистую совесть политиков, то Россия могла бы на равных разговаривать со странами - мировыми лидерами.
А пока у нас только - "мочить в сортире".